Использование типологических опросников в практике профконсультирования

Статьи по психологии » Использование типологических опросников в практике профконсультирования

В психологической науке и практике проблематика профессионального самоопределения человека, или профориентации имеет достаточно неоднозначный характер. С одной стороны, она является достаточно изученной областью, проработанной многими авторами и исследователями с теоретической точки зрения. Создано большое количество разнообразных методов, методик и инструментов оказания профориентационной помощи людям, в ней нуждающимся. Однако, с другой стороны, существует и ряд проблем, которые существенно ограничивают эффективность практического приложения имеющихся знаний и наработок. Одна из проблем связана с отсутствием системных технологий оказания профориентационной помощи. Профориентация носит зачастую частный характер, организовывается по инициативе лишь лично заинтересованных специалистов, не производится целенаправленной информирование населения о важности и пользе данных мероприятий. Это существенно ограничивает возможности людей в получении квалифицированной помощи по разным причинам: из-за недостатка информации (а где ее можно получить, а что это такое), из-за отсутствия в месте проживания специалистов и т.п. Ещё одна проблема связана с недостатком практических наработок в данной области: как организационного характера по созданию системы профориентации, так и содержательного характера самой услуги, которая удовлетворяла бы запросам современности. Частично данная проблема может быть решена за счет использования огромного опыта западных коллег по организации центров профориентации, центров карьеры и т.п.

При этом именно сейчас актуальность профориентации высока как никогда ранее. Поэтому несомненна важность адекватного обеспечения этого запроса со стороны психологической практики в рамках различных учреждений.

Ситуация профконсультирования предполагает установление психологического контакта с клиентом. При этом большое значение имеет психодиагностическая компетентность профконсультанта, т.е. способность с помощью какого-либо психодиагностического инструментария определить индивидуальные особенности клиента и, исходя из этого, решать задачи профориентации, профотбора или психологической консультации. По сути, профконсультант занимается прогнозированием того, как человек поведет себя в той или иной ситуации, какие его индивидуально-психологические свойства проявятся в конкретной деятельности (например, профессиональной), будут ли они способствовать успеху в этой деятельности.

Необходимы надежные и удобные в применении измерительные процедуры, позволяющие оптимизировать ситуацию профконсультирования. В настоящее время психология располагает многими методами, позволяющими определить устойчивые психологические качества человека. Но для практического применения гораздо важнее обратиться к социальным проявлениям психологических качеств, к тем поведенческим особенностям людей, которые проявляются в самых разных жизненных ситуациях. При этом целесообразно использовать какую-либо классификацию психологических типов людей.

В качестве такой классификации предлагается использовать социально-психологическую типологию К.Юнга, тем более что имеется методика, основанная на этой типологии и позволяющая получить информацию о многих сторонах жизни и деятельности человека. Это хороший инструмент для практической деятельности специалистов по вопросам профориентации и профотбора.

Актуальность выбранной темы вытекает из вышеуказанных проблем, а также тенденций на рынке труда и образования

В соответствии с вышеизложенным, целью настоящей работы является ознакомление с методиками определения социального типа личности, основанных на типологии личности Юнга, а именно: «Индикатор типов личности Майерс-Бриггс» (MBTI) и его модифицированный вариант – «Опросник Д.Кейрси для определения социального типа личности».

Предметом данной работы является социальная типология личности.

Обьектом работы стали 10 человек (7 мужчины и 3 женщин), сотрудники высшего звена в организации «Энергомир», которые были протестированы по методикам Майерс-Бриггс и Д.Кейрси для выявления их типов личности и темпераментов..

Основные задачи исследования:

1. Изучить методики определения социального типа личности.

2. Описать методики Майерс-Бриггс и Д.Кейрси и рассмотреть возможности их использования для определения индивидуальных и профессиональных особенностей личности.

3. На основе полученных результатах опросников составить психологический портрет, обеспечить достоверной диагностикой конкретного типа личности каждого участника.

Практическая значимость результатов исследования - все более важным в современных условиях труда становятся не знания человека (которые устаревают), а его потенциал и способность обучаться. Важным становится компетентностный подход к оценке специалистов. Данный подход позволяет определить потенциал человека, направленность данного потенциала, наиболее выраженные компетенции и сферу их наиболее эффективного трудового приложения.

В связи с тем, что данные методики не имеют широкого применения, а также по причине того, что источников информации по данной теме недостаточно, и они все разрознены, мы предполагаем, что данная работа положит начало сбору материалов, их систематизации, дальнейшей проработке; практического применения в организациях при подборе и расстановке персонала, а также установлению положительных интертипных отношений.

Также по теме: