Использование типологических опросников в практике профконсультирования

Статьи по психологии » Использование типологических опросников в практике профконсультирования

В психологической науке и практике проблематика профессионального самоопределения человека, или профориентации имеет достаточно неоднозначный характер. С одной стороны, она является достаточно изученной областью, проработанной многими авторами и исследователями с теоретической точки зрения. Создано большое количество разнообразных методов, методик и инструментов оказания профориентационной помощи людям, в ней нуждающимся. Однако, с другой стороны, существует и ряд проблем, которые существенно ограничивают эффективность практического приложения имеющихся знаний и наработок. Одна из проблем связана с отсутствием системных технологий оказания профориентационной помощи. Профориентация носит зачастую частный характер, организовывается по инициативе лишь лично заинтересованных специалистов, не производится целенаправленной информирование населения о важности и пользе данных мероприятий. Это существенно ограничивает возможности людей в получении квалифицированной помощи по разным причинам: из-за недостатка информации (а где ее можно получить, а что это такое), из-за отсутствия в месте проживания специалистов и т.п. Ещё одна проблема связана с недостатком практических наработок в данной области: как организационного характера по созданию системы профориентации, так и содержательного характера самой услуги, которая удовлетворяла бы запросам современности. Частично данная проблема может быть решена за счет использования огромного опыта западных коллег по организации центров профориентации, центров карьеры и т.п.

При этом именно сейчас актуальность профориентации высока как никогда ранее. Поэтому несомненна важность адекватного обеспечения этого запроса со стороны психологической практики в рамках различных учреждений.

Ситуация профконсультирования предполагает установление психологического контакта с клиентом. При этом большое значение имеет психодиагностическая компетентность профконсультанта, т.е. способность с помощью какого-либо психодиагностического инструментария определить индивидуальные особенности клиента и, исходя из этого, решать задачи профориентации, профотбора или психологической консультации. По сути, профконсультант занимается прогнозированием того, как человек поведет себя в той или иной ситуации, какие его индивидуально-психологические свойства проявятся в конкретной деятельности (например, профессиональной), будут ли они способствовать успеху в этой деятельности.

Необходимы надежные и удобные в применении измерительные процедуры, позволяющие оптимизировать ситуацию профконсультирования. В настоящее время психология располагает многими методами, позволяющими определить устойчивые психологические качества человека. Но для практического применения гораздо важнее обратиться к социальным проявлениям психологических качеств, к тем поведенческим особенностям людей, которые проявляются в самых разных жизненных ситуациях. При этом целесообразно использовать какую-либо классификацию психологических типов людей.

В качестве такой классификации предлагается использовать социально-психологическую типологию К.Юнга, тем более что имеется методика, основанная на этой типологии и позволяющая получить информацию о многих сторонах жизни и деятельности человека. Это хороший инструмент для практической деятельности специалистов по вопросам профориентации и профотбора.

Актуальность выбранной темы вытекает из вышеуказанных проблем, а также тенденций на рынке труда и образования

В соответствии с вышеизложенным, целью настоящей работы является ознакомление с методиками определения социального типа личности, основанных на типологии личности Юнга, а именно: «Индикатор типов личности Майерс-Бриггс» (MBTI) и его модифицированный вариант – «Опросник Д.Кейрси для определения социального типа личности».

Предметом данной работы является социальная типология личности.

Обьектом работы стали 10 человек (7 мужчины и 3 женщин), сотрудники высшего звена в организации «Энергомир», которые были протестированы по методикам Майерс-Бриггс и Д.Кейрси для выявления их типов личности и темпераментов..

Основные задачи исследования:

1. Изучить методики определения социального типа личности.

2. Описать методики Майерс-Бриггс и Д.Кейрси и рассмотреть возможности их использования для определения индивидуальных и профессиональных особенностей личности.

3. На основе полученных результатах опросников составить психологический портрет, обеспечить достоверной диагностикой конкретного типа личности каждого участника.

Практическая значимость результатов исследования - все более важным в современных условиях труда становятся не знания человека (которые устаревают), а его потенциал и способность обучаться. Важным становится компетентностный подход к оценке специалистов. Данный подход позволяет определить потенциал человека, направленность данного потенциала, наиболее выраженные компетенции и сферу их наиболее эффективного трудового приложения.

В связи с тем, что данные методики не имеют широкого применения, а также по причине того, что источников информации по данной теме недостаточно, и они все разрознены, мы предполагаем, что данная работа положит начало сбору материалов, их систематизации, дальнейшей проработке; практического применения в организациях при подборе и расстановке персонала, а также установлению положительных интертипных отношений.

Также по теме:

Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности
С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается как процесс преобразования информации и энергии, происходящей в системе "человек - орудие труда - предмет труда - окружающая среда". Следовательно, эргономические исслед ...

Архетипический уровень переживания воспринимаемых звуков и голоса
С точки зрения аналитической психологии, переживание воспринимаемых человеком звуков в значительной мере обусловлено глубокими бессознательными структурами, имеющими архетипическую природу. Архетипы как бы задают своеобразный алгоритм вос ...

Психологические особенности межличностной сферы руководителя
Межличностные отношения являются одной из сторон межличностного общения, отражая его содержательную наполненность, интенсивность, длительность. Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описа ...