Ибн Рушд как основоположник аверроизма

Статьи по психологии » Ибн Рушд как основоположник аверроизма

Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности.

Это нечто часто связывалось с дыханием – тем, что уходит со смертью тела (душа, дух, дыхание), и нередко представлялось в виде крылатого существа, возвращение которого в тело означало бы и его возрождение.

Душа в большинстве случаев представлялась как нечто, связанное с жизнью тела, делающее тело "одушевленным", и ее существование было несомненным.

В мифах античной Греции душа предстает как своеобразный двойник тела, его копия, тень. Она живет после ухода из тела в царстве Аида в бесплотности своей, сохраняя человеческие желания (так, физически страдает от голода и жажды тень Тантала, мучается усталостью тень Сизифа).

Не подвергается сомнению существование души и в эллинской философии, ищущей ответ на основной вопрос – вопрос о субстанции, т. е. первоначале, не имеющем для себя никакой причины, кроме себя же. Что есть душа – самостоятельная ли она субстанция или же свойство другой субстанции (материи)?

По сути, с этого вопроса начинается донаучный этап психологии, завершающийся лишь в конце 19 в.

Психотерапия, психокоррекция, психоанализ, психологический тренинг, личное, семейное, производственное консультирование, телефон доверия, профориентационные центры, кадровая служба предприятий, психодиагностические услуги населению, судебная экспертиза, разрешение конфликтов, психологические службы в системе образования и т. д. В современной психологии наметились следующие основные тенденции:

1. Усложнилась структура психологии: появились новые научные отрасли (как теоретические, так и прикладные) и новые сферы практического применения психологии. Какие вы знаете теоретические, прикладные и практические отрасли, полнившиеся в течение последних десятилетий? Параллельно идет развитие и вглубь (теория), и вширь (практика) Если раньше часто оспаривалось право психологии на существование в качестве науки, то сейчас у психологии-науки прочные позиции. Психология-практика стала реальным фактором преобразования мира. По социологическим опросам, профессия психолога станет самой востребованной в 21 веке.

2. Появились новые школы и направления (смотри названия научных школ предыдущем тексте). Идет преодоление методологического кризиса за счет дифференциации и интеграции психологических направлений. Хотя школ и направлений стало больше, намечается усиление единства их взглядов за счет взаимопринятия научных достижений и методологических подходов.

3. Произошла деидеологизация психологии в связи с политической перестройкой, происходящей в нашей стране. Отказ от коммунистической идеологии позволил ученым вести научный поиск, опираясь на самые различные философские подходы, тогда как ранее обязателен был марксизм (диалектический материализм, исторический материализм и научный коммунизм).

4. Появились новые проблемы, которые общество ставит перед психологами. Это вызвано бурным ходом социального развития. Наркомания, реклама, телевидение... (продолжите список проблем, появившихся в последние полвека, в решение которых должны внести свой вклад психологи).

5. Психология становится центром современного человекознания. Академик Ананьев Б.Г. несколько десятилетий назад отследил эту тенденцию: благодаря своему предмету психология приобретает особую значимость для всех наук, изучающих человека: биологических, гуманитарных, социальных.

6. Математизация и кибернетизация: психологи свои концепции всё чаще оформляют в виде математических и кибернетических моделей,

7. Ощущается приближение периода глобальных изменений картины мира. Благодаря этому может появиться ответ о природе и сущности психики и о её происхождении. Возможно появление философского направления, примиряющего материализм и идеализм.

Также по теме:

Оценка самоактуализации по А.Маслоу.
Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однако разработка “Опросчика личностной ориентации” (POI) дала исследователям возмож ...

Интегративное заключение
В результате исследования личности при помощи анализа результатов расширенной автобиографии, индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик, а также использование теста Люшера, было выявлено следующее. Обследуемая К., 22 года, замуж ...

Методические основы исследования, контингент испытуемых
Исследование отношений и предпочтений мы провели в подростковом классном коллективе при помощи методической процедуры референтометрии, имеющей многочисленные варианты и многократно описанной. «В ходе выполнения референтометрии, учитель до ...